Когда человек, решивший приобрести велосипед, приходит в магазин, его взору предстает огромное количество велосипедов разных фирм. Большинство из них называются горными, а цена разнится от 3000 до 200.000 рублей. И если с самыми большими ценами понятно – это велосипеды для спортсменов и профессионалов, - то при выборе велосипеда в начальной и средней ценовых категориях приходится долго мучить менеджера различными вопросами. Давайте разберемся, почему велосипеды, на первый взгляд отличающиеся только расцветкой, могут разниться в цене в несколько раз.
Велосипед состоит не только из рамы, но и из большого количества различных компонентов. Эти компоненты можно отнести к следующим группам:
- Амортизаторы
- Колеса
- Средства управления (седло, подседельный штырь, руль, вынос и педали)
- Тормоза
- Трансмиссия (система переключения, сочетающая в себе передний и задний переключатели, манетки, управляющие данными переключателями, система передних звезд с шатунами и кареткой, кассета – набор задних звезд и цепь).
Все производители выпускают множество различных компонентов, которые имеют разное предназначение, изготавливаются из разных материалов и, соответственно, имеют различную стоимость. При производстве компонентов производители стараются сделать их надежными, прочными и одновременно легкими. Так как велосипед приводится в действие физической силой человека, необходимо минимизировать его массу для уменьшения затрачиваемых сил, но нельзя забывать про прочность и надежность, потому что во время катания, тем более во время спортивных соревнований или экстрима, велосипед испытывает большие нагрузки. Гонка разных производителей за минимальным весом без потери в прочности и надежности в какой-то степени двигает прогресс велосипедной индустрии, применяются новые материалы и технологии. Для создания дорогих спортивных компонентов применяются особые материалы, например, карбон, сложные сплавы или титан. Так, возникают ситуации, когда один лишь компонент может стоить больше целого велосипеда начального уровня. Если планируется катание в горах, необходимо позаботится, чтобы велосипед и, в частности его компоненты, были надежными, прочными и одновременно легкими. Совсем дешевые компоненты, на изготовлении которых производитель экономит, за счет применения дешевых и тяжелых материалов, не годятся для высоких нагрузок или длительного износа. Чем лучше компоненты, тем дольше они прослужат. Профессиональные компоненты еще различаются по назначению: одни предназначены для марафонов и имеют экстремально низкий вес и необходимую для такого применения прочность, другие имеют относительно большой вес, и рассчитаны по прочности и надежности для применения в самых жестких экстремальных дисциплинах. Кроме того, большой разницей обладают компоненты подвески велосипеда: передний (амортизационная вилка) и задний амортизаторы. Амортизаторы имеют множество типов устройства, разное назначение, вес, прочность и настройки. Дешевые амортизаторы могут настолько плохо работать, что только добавляют лишний вес велосипеду, а самые качественные делают езду по пересеченной местности сплошным удовольствием, обрабатывая самые мелкие неровности. Стоимость одной амортизационной вилки для скоростного спуска или марафона может составлять стоимость нескольких велосипедов среднего уровня.
Ценовые категории велосипедов
У каждого производителя собственное представление о различных категориях, для которых они выпускают компоненты. Часто производители делят категории по стилям катания, однако стили рождаются и развиваются каждый год и человеку "не в теме" сложно сразу во все вникнуть. Попробуем выделить некоторые универсальные типы:
1. Велосипеды начального уровня – для велосипедов данной категории выпускаются самые дешевые компоненты. Такой велосипед стоит покупать, если планируются выезды в парк пару раз в месяц, где асфальтовые или ровные грунтовые дорожки. Дешевые компоненты не блещут надежностью, нагрузки на велосипед на пересеченной местности могут быстро привести к выходу из строя различных частей велосипеда: начнут плохо переключаться передачи, дешевые цепь и подшипники в разных узлах велосипеда придут в негодность, совсем дешевые покрышки имеют плохое сцепление с дорогой и т.д. Часто велосипеды такой ценовой категории оснащаются безродными компонентами, не имеют амортизации и выполнены по старым технологиям, например, рама будет сделана из стали или будет использован устаревший для горных велосипедов стандарт 1 дюймовых рулевых колонок. Цена на такие велосипеды доходит до 10 000 рублей.
2. Велосипеды для активного отдыха и туризма – это основная категория велосипедов для широкого круга покупателей. Цена на такие велосипеды начинается примерно от 10 и заканчивается 25..30 тысячами рублей. Такие велосипеды выполнены на основе алюминиевой рамы с учетом основных стандартов индустрии, что позволяет легко найти замену любому компоненту или запчасти. Так, на одной и той же раме могут быть собраны несколько моделей, отличающиеся компонентами и, соответственно, ценой. Все велосипеды данной категории обычно оснащаются амортизационной вилкой, компонентами известных фирм производителей (например, Shimano или Sram для трансмиссии), крепкими колесами с двойными ободами. Большинство таких велосипедов оснащены дисковыми тормозами. Для сборки велосипедов применяются надежные компоненты, правда, не самые легкие в линейке каждого производителя, но стоит понимать, что они не предназначены для экстремальных нагрузок. Более дорогие велосипеды данной категории оснащаются хорошо работающими амортизационными вилками, в то время как самые дешевые модели могут иметь лишь плохо работающий муляж.
3. Спортивные и экстремальные велосипеды – велосипеды данной категории оснащаются прочными и надежными компонентами в соответствии с предназначением данного велосипеда, они полностью готовы к эксплуатации в боевых условиях гонок или на склонах гор. Разница в цене тут обусловлена тем, что более дорогие компоненты имеют больше настроек, а, значит, лучше работают для каждого конкретного человека: больший ресурс службы и меньший вес. Конечно, в верхней ценовой категории, предназначенной для профессионалов, идет сражение за экономию десятков граммов на каждый компонент, так как для целого велосипеда это может вылиться в целый килограмм. Для спортсменов мирового уровня разница в весе всего в килограмм может означать выигрыш ценных секунд на трассе, а то и минут марафона. Естественно, что цена таких компонентов близка к космической, стоит ли говорить, что они устанавливаются на соответствующие рамы, со сложными схемами подвески с применением инновационных материалов и технологий. Отсюда получается и стоимость велосипедов в 100 – 200 тысяч рублей.
Виды спортивных велосипедов по предназначению
Спортивные велосипеды разделяются по видам спорта и стилям катания. В основном сегодня устоялись следующие стили: Cross country (ХС), Trail, Enduro, All mountain (AM), Four cross (4Х), Downhill (DH), Dirt jumping (DJ), Slopestyle (SS), Freeride (FR), NorthShore (NS) и немного в стороне стоит Trial.
Некоторые виды, например ХС, 4X, DH, имеют серьезную спортивную основу, по ним проводятся чемпионаты и кубки мира. Какие-то виды, вроде DJ или SS, не имеют отдельного зачета кубка мира, но по ним тоже проводятся крупные соревнования по всему миру. При этом есть велосипеды для несколько серий соревнований, сочетающих множество видов и стилей сразу, например, серии MegaAvalanche и MaxiAvalanche сочетают DH, XC и Enduro притом, что это многокилометровый марафон. Стили Trail, Enduro, All mountain (AM) были придуманы, чтобы разделить всевозможные направления катания в горах. Кроме этого, есть катание Freeride, фактически "куда глаза глядят", по бездорожью в горной местности, подразумевающее большие прыжки со скал, серьезные препятствия и нагрузки, а NorthShore предполагает катание по узким деревянным мостикам, трамплинам и хитрым препятствиям.
Различия в велосипедах разных предназначений в первую очередь обусловлены рамой велосипеда, ее геометрией, количеством хода подвески (если есть), прочностью и весом, применяемыми стандартами для креплений компонентов. Во вторую очередь разница, безусловно, заключается и компонентах, навешанных на раму, – ходе и прочности амортизационной вилки, классе компонентов трансмиссии, прочности и весе средств управления, мощности тормозов и, конечно, установленными колесами и покрышками. Рамы всегда проектируются не просто с учетом назначения, но и с учетом стандартов для установки компонентов, соответствующих задуманному стилю катания.
Чтобы не запутаться во всех стандартах, применяемых в велосипедной индустрии, обычному покупателю проще купить велосипед в сборе, который будет готов к поездке сразу после выхода из магазина. Если же велосипед выбирается со строго определенной целью, например для соревнований высокого уровня, то сборка по частям из отдельных компонентов будет полностью соответствовать предпочтениям райдера. Правда, это сильно дороже покупки велосипеда в сборе.