Горный велосипед
Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм). Рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности до 29-33 см и большое (21-27) количество передач с широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого перепада высот, при котором еще можно ехать. Горные велосипеды могут эксплуатироваться в экстремальных условиях, при этом требования удобства и эффективности управления играют не меньшую роль, чем снижение веса. Отчасти именно поэтому гидравлические тормоза, амортизационные вилки и прочие новые разработки появились именно в классе MTB.
Анатомия горного велосипеда на примере модели Stels Navigator 910. В этой статье Вы сможете узнать из каких узлов и деталей состоит горный велосипед. Для увеличения картинки нужно кликнуть на нее.
Вилка
Один из основных элементов конструкции велосипеда, предназначенный для крепления к раме переднего колеса и выноса руля и обеспечивающий управление велосипедом. Может снабжаться амортизатором для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.
Втулка
Часть колеса велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение. На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.
Вынос руля
Соединительная часть руля и рамы. В зависимости от выбранного стиля катания и роста велосипедиста может иметь различную длину и угол подъёма. 2 основных вида крепления: цанговый и безрезьбовой. Последний вид является более современным и распространенным, хотя и исключает возможность регулировки руля по высоте. В этом случае применяется вынос с регулируемым углом подъёма.
Грипсы
Резиновые ручки для более лучшего и удобного хвата руля.
Задний амортизатор
Элемент, обеспечивающий работу заднего треугольника двухподвеса. В зависимости от выбранного стиля катания З.А. в основном подразделяются на пружинно-масляные и воздушные (с воздушным или масляным демпфированием). Крепится между передним и задним треугольником рамы.
Каретка
Подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, служит для крепления шатунов.
Кассета
Система задних звезд. Включает в себя набор от 7 до 9 звезд разного диаметра, закрепленных на втулке заднего колеса. Служит для увеличения или уменьшения передаточного числа при движении на велосипеде для скоростного или силового движения, путем переброски цепи с большей звезды на меньшую или, наоборот, при помощи манеток.
Манетки
Механизм для переключения передних и задних передач, закрепленный на руле велосипеда. Бывают поворотные и рычажками (Easy Fire). Также могут быть выполнены моноблоком с тормозными ручками.
Обод
Внешняя часть колеса, являющаяся каркасом для покрышки. По своему размеру и параметрам, так же, как рама, подразделяется на различные виды. Для лучшего сочетания веса и прочности выполняется из алюминия и может иметь 1-2-3-слойную структуру. С втулкой соединяется спицами.
Переключатель скоростей
Механизм для перевода цепи с большего диаметра звезд на меньший или, наоборот, для повышения мощности педалирования или скоростного движения. Бывает передний и задний.
Педали
Элемент ходовой части велосипеда, давлением на который осуществляется вращение передней системы звезд. Основные виды педалей - АТБ (обычные стальные или алюминиевые рамки, могут комплектоваться туклипсами), ВМХ (более широкий и мощный вид рамок, рассчитанный на прыжки и трюковое катание) и контактные (Clipless).
Передние звезды
Включает в себя до 3 звезд разного диаметра, закрепленные и вращаемые посредством шатунов. Служит преобразователем мышечной силы ног велосипедиста в энергию качения, при этом увеличение или уменьшение нагрузок при движении на велосипеде осуществляется путем переброски цепи со звезды большего диаметра на меньшую или наоборот, при помощи механизма переключения на системе ведущих звезд. В обиходе комплект передних звёзд и шатуны именуют коротко - Система.
Подседельный штырь
Предназначен для крепления седла (сидения). В зависимости от вида и класса рамы могут подразделяться по весу и диаметру. Параметры замка крепления седла - универсальны.
Покрышки
Элемент колеса велосипеда, обеспечивающий комфортное и безопасное движение. Кроме этого, является защитой камер колес от повреждений. В зависимости от обода могут подразделяться по размерам. В зависимости от условий, стиля катания и состояния покрытия - по весу, ширине и рисунку протектора.
Рама
Самая важная часть велосипеда, определяющая его класс и назначение. Виды и классы рам такие же, как и велосипедов (смотри разделы горный велосипед, двухподвес, хардтейл, комфорт).
Рулевая колонка
Подшипниковый механизм как элемент управления велосипедом. Соединительный узел вилки и рамы. Состоит из верхней и нижней чашки запрессованой в рулевом стакане рамы, а также набора конусов и подшипников. Также как и вынос руля бывает резьбовая и нерезьбовая.
Руль
Элемент управления велосипедом. В зависимости от стиля катания бывает прямым или с подъёмом. Различается также по ширине. На нем крепятся манетки, тормозные ручки, грипсы, а также некоторые аксессуары.
Седло
Предназначение очевидно. Различается по ширине, мягкости, виду амортизации, обшивке. Подбор производится с учетом посадки и параметров велосипедиста. Также подразделяется на мужское и женское. Крепится на подседельном штыре.
Спицы
Соединительный элемент втулки и обода, определяющий в зависимости от количества и типа сборки жесткость и вес колеса. Количество спиц в колесе может меняться от 24 до 48. Для горного велосипеда наиболее распространена спицовка 32-мя или 36-ю спицами на 3 "креста".
Тормоза гидравлические
У гидравлических тормозов вместо тросиков используются гидролинии. Самые мощные тормоза из существующих. Позволяют полностью заблокировать колесо при минимальных усилиях. Способны работать в любых погодных условиях. Такие тормоза идеально подходят для экстремальных дисциплин, когда нужна надежность и мощность торможения. Бывают ободные и дисковые. Дисковые тормоза получили огромное распространение в последние 2-3 года. Основное назначение - даунхил, фрирайд. Однако довольно часто встречаются на слаломных и кросс-кантрийных велосипедах.
Тормоза механические
Это тормоза, у которых усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика.
Кантеливерные - имели распространение на горных велосипедах первой эпохи, сейчас очень редки и встречаются только на дешевых велосипедах, которые горными-то можно назвать только по внешнему сходству - эффективность таких тормозов слабая.
V-brake (векторные тормоза) - имеют самое широкое распространение и массу разновидностей... Самые легкие из существующих типов тормозов. Отличная эффективность при простой настройке и в хорошую погоду. Однако заметно хуже работают в мокрую погоду и грязь.
Дисковые тормоза. Плюсами любых механических дисковых тормозов перед ободными являются: работоспособность в любых погодных условиях при такой же простоте в установке и регулировке. А так же некоторая способность ездить с поврежденным ободом.
Тормозные ручки
Крепятся на руле. Бывают передними (левыми) и задними (правами). По своему классу имеют такое же деление, как и тормоза, за исключением того, что для тормозов V-Brake и Механических дисковых могут применяться одни и те же тормозные ручки.
Цепь
Привод для передачи тягового усилия от передних звезд - задним (кассете).
Шатуны
Алюминиевая тяга, предназначенная для крепления на ней звезд и педалей, переводящая усилие велосипедиста через звезды и цепной механизм в движение заднего колеса.
Эксцентрик
Устройство для быстрого съема и установки колес на велосипеде, а также установки и регулировке по высоте подседельного штыря.